Асбестовская церковь Любовь Христа
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Асбестовская церковь Любовь Христа

Церковь Любовь Христа http://asbestchurch.org


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Поправки к закону "О свободе совести и религиозных объединениях..."

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Алексей

Алексей
гипербатяня

на проект изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.


Представленные поправки к закону о свободе совести в корне противоречат концепции прав и свобод человека, составляющей основу глав 1 и 2 Конституции России по следующим моментам:
-В Конституции России основным субъектом является человек, права и свободы которого являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита этих прав и свобод – обязанность государства. К тому же, согласно ст.18 Конституции России, права и свободы человека являются непосредственно действующими (человек получает права и свободы по факту своего рождения).
-К числу упомянутых выше конституционных прав относится и свобода совести. Согласно ст. 28 Конституции России каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь или распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Исходя из вышесказанного следует, что каждый имеет право распространять религиозные убеждения индивидуально или совместно с другими, причем это право является непосредственно действующим, а государство должно это право защищать.
Суть деятельности по распространению религиозных убеждений состоит в проповеди определенного религиозного учения среди людей с другим мировоззрением (убеждениями) и предполагает как индивидуальную, так и коллективную (совместную с другими) формы активности. Суть миссионерской деятельности, о которой говорится в проекте данного закона, состоит ровно в том же: в проповеди определенного религиозного учения среди людей с другим мировоззрением (убеждениями). Таким образом, в данном проекте производится некорректное с правовой точки зрения операция: замена конституционно закрепленного термина «распространение религиозных убеждений» иным (закрепленным в религиозной практике) – миссионерская деятельность.
Считая, что такое своеобразное терминологическое «передергивание» выводит их за пределы области конституционных прав человека, разработчики неправомерно ограничивают право человека на распространение религиозных убеждений, ставя его в зависимость от вхождения человека в зарегистрированную государством религиозную организацию и предполагающей, что каждый миссионер должен иметь разрешительный документ, выданный такой организацией.
В связи с этим представляется не лишним напомнить разработчикам закона, что права религиозных объединений на свободу совести, в том числе право распространения религиозных убеждений, являются производными от конституционного права людей с религиозным мировоззрением на свободу совести. Соответственно религиозные объединения не могут обладать полномочиями по ограничениям прав и свобод верующих людей, в том числе их права на распространение своей веры. Как раз наоборот, право отдельных верующих на распространение своей веры порождает право религиозных объединений на организацию и реализацию коллективной миссионерской деятельности.
Поскольку право на распространение религиозных убеждений, является составляющей конституционно защищенной свободы совести, то ограничение на это право может быть наложено исключительно в порядке, предусмотренном ч.3 ст. 55 Конституции РФ.
Требования этой статьи Конституции указывают, что ограничения могут налагаться федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо. А необходимость предполагает, что существует некая проблема, которая существенно и реально угрожает одной или нескольким общественным ценностям, перечисленным в ч.3 ст. 55 в качестве оснований ограничений, и данная проблема не может быть решена иным путем кроме как наложением ограничений на конкретное конституционное право человека (в данном случае на свободу совести). В данной интерпретации необходимость никем не доказана, что делает внесение представленных в проекте поправок (в том числе и в административный кодекс РФ) незаконным.
Кроме того, обязывая религиозные организации определенным образом регламентировать деятельность верующих по распространению веры, законодатели нарушают п.3 ч.2 ст.4 Закона «О свободе совести…», согласно которому государство не должно вмешиваться в деятельность религиозных организаций, а должно предоставить им (п.1 ч.5 ст. 4 Закона «О свободе совести») возможность осуществлять свою деятельность в соответствии со своей иерархической и институциональной структурой. Регулирование федеральным законом порядка осуществления верующими и религиозными организациями миссионерской деятельности (распространения веры), является неправомерным вмешательством в деятельность религиозных объединений и в сферу самоопределения людей в пределах их активности, регулируемой конституционным институтом свободы совести.
Положения данного проекта о миссионерской деятельности столь же очевидно противоречат и ст.9 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее Европейская Конвенция), ратифицированной Россией, которая указывает, что каждый имеет право исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и совместно с другими лицами публичным или частным порядком. Проект же практически запрещает частный порядок распространения веры, которое является не только законным правомочием каждого, но для ряда религиозных конфессий (прежде всего для христианства) одной из догматических основ вероисповедной доктрины, а, следовательно, выступает существенной составляющей процесса вероисповедания.
Частный (индивидуальный) порядок исповедания веры неправомерно ограничивается в данном проекте и положениями последнего, касающимися порядка создания религиозных групп.
Если ранее необходимость уведомления органов власти о начале деятельности религиозной группы ранее связывалась Законом «О свободе совести…» с дальнейшим намерением последней зарегистрироваться в качестве религиозной организации (что само по себе является спорным в контексте конституционного подхода), то в данном проекте все религиозные группы ставятся под тотальный контроль со стороны государства через процедуру, по существу не отличающуюся от регистрации религиозной организации. При этом правом «миссионерской деятельности» (т.е. распространения религиозных убеждений) религиозные группы не наделяются.
В главе второй поражают размеры штрафов, связанных с ненормативным, в свете предлагаемого проекта, распространением религиозных вероучений: от 2 до 15 тысяч рублей. Учитывая доходы российских граждан и средства, которыми, в среднем, располагают религиозные организации, это не может рассматриваться иначе, чем организация экономического давления на верующих, не желающих распространять свою веру исключительно в публично-разрешительном порядке (т.е. через получение разрешений у зарегистрированных государством религиозных организаций).

Выводы:

Совокупность нормативных требований, предусмотренных обсуждаемым проектом, выглядит как нацеленная на установление тотального контроля государства за процессом распространения религиозных вероучений.
Проект делает основанием легальности распространения религиозных убеждений (одной из важнейших составляющих процесса вероисповедания) не соответствующую статью Конституции РФ (ст. 28 Конституции РФ), а документы, выдаваемые религиозными организациями.
Данный проект дискриминирует всех верующих, не входящих в зарегистрированные религиозные организации, противоправно лишая их права на распространение своей веры.

Примечание:

Представляется, что здесь как раз тот случай, где, говоря в терминах Президента России, «государства слишком много» там, где его не нужно – в сфере гражданского общества.
Очень хотелось бы, чтобы законодатели, реформируя институт свободы совести, принимали во внимание, что сфера прав человека в пределах конституционных ограничений – это сфера самонормирования человека, т.е. права человека не дают – их берут (в меру конкретных потребностей и способностей каждого человека).

Президент ООО Центр поддержки гражданских инициатив «Открытое общество», к.ю.н. Тагиева Т.Ю.
30.10.2009 г.

http://www.asbestchurch.org

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Похожие темы

-

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения